Расскажи, что представляет собой твой проект, чем занимаетесь, как появилось название 36 FRAMES?
М.: 36 FRAMES – это название виртуальной студии, в рамках которой мы занимаемся изготовлением видео- и фото- продукции. Это моя студия «без помещения». Есть я, есть вещи, которые я делаю, и нужно, чтобы люди их отличали от остальных. Почему именно 36 FRAMES? Это 36 кадров в фотопленке. Я люблю снимать фотоаппаратами прошлого поколения, мне ближе «теплая ламповая картинка», по возможности стараюсь фотографировать на пленку. Проект существует с ноября 2012 года. Мы забили себе доменное имя, разрабатываем сайт. Создали группу в ВК, таким образом, себя обозначили.
До этого у нас с 2005 года была такая «штука» – киностудия KUMIR pictures. Изначально под этой «вывеской» я делал монтажи свадеб, всяких смешных роликов, осваивал монтажные программы, компьютерную графику. Потом решили снимать фильмы. Начали с «трэша подзаборного». Съемки первого игрового фильма начались в 2005 году – мистическая короткометражка «Осеннее безумие». Режиссерская версия 17 минут,общая – 13 минут, он до сих пор есть в сети. С этим фильмом мы оказались в числе призеров Rambler Vision Awards 2007 года. У фильма даже есть своя маленькая армия поклонников, скорее партизанский отряд. Некоторые сравнивают его с арт-хаусом типа «Зеленого слоника» и фильмами Евгения Юфита, что, конечно, перебор, но радует.
Расскажи, кто входит в твою команду, кто чем занимается?
Команда у нас небольшая. Есть я, Юля, моя жена, которая всячески помогает мне, и люди, которые приходят в этот проект со стороны, когда им интересно участвовать в том или ином деле студии. Вот, к примеру, Виталий Усачев подключился к нам во время работы над документальным фильмом про рязанскую рок-музыку. Мы и познакомились во время интервью на базе у Александра Шаргородского – барабанщика Septic Sсhizo, Виталий играл в этой группе на гитаре. Оказалось, что Виталий окончил Институт культуры по направлению режиссер, ему это очень интересно, теперь он с нами и в данном проекте, и в других, к примеру, в роли второго режиссера-оператора помогал снимать клип на песню группы «НеФакт» – «Поздняя осень». Конечно, основное направление 36 FRAMES – это творчество, деньги я зарабатываю тем, что работаю в московском метрополитене, инженер-расшифровщик на дефектоскопной станции.
Сейчас вы снимаете документальный фильм про историю рязанской «тяжелой» музыки 90-х годов, расскажи подробнее?
Рок-музыка мне нравится, я ее слушаю с детства, лет с 11-12, а сейчас, по прошествии какого-то количества времени, переосмысливаю по-другому то, что было в 90-х. Сейчас вообще мода на ностальгию – вспоминать 70-80-90 годы, ремиксы, ремейки. В молодости я соприкасался с этой субкультурой, а сейчас мне захотелось посмотреть на все это в ретроспективе. Слушаю рок-музыку до сих пор, по большей части зарубежную: Down, Corrosion of Conformity, Eyehategod, Soilent Green, Pantera, Megadeth, Alice In Chains. Много всего, от The Doors и Jeferson Airplane до Carcass и Napalm Death. Сейчас чаще слушаю всякий sludge, stoner, doom, grunge. Из наших: «Кирпичи», Uratsakidogi.
Расскажи про свой самый первый и про свой любимый фотоаппарат?
Моим самым первым фотоаппаратом был «Вилия-Авто», снимал на него года с 1986. Сейчас предпочитаю технику фирмы Sony. Мой первый цифровой зеркальный аппарат был Sony Alpha 200, прослужил мне четыре года потом был продан бабушке из семьи фотографов. Сейчас у меня Sony A65 – вполне устраивает. У меня много пленочных фотоаппаратов: «Фэд2», «Зенит-312», среднеформатный «Киев 6С», много аппаратов «Minolta», всего около десяти. Самый любимый – «Minolta X-700». Аппарат выпускался с 1981 года, считается самой продвинутой зеркалкой Minolta с ручной фокусировкой.
Снимаешь ли ты концерты групп?
Да, часто снимаю без аккредитаций от клубов, потом выкладываю на Ютьюбе и всех радую. Есть видео с концертов Soulfy, Slayer, Down, Carcass, Кирпичи, Cypress Hill, Amatory, Jane Air, Pro-Pain, Metallica. Ссылка на мое видео с концерта Down одно время висела на главной странице сайта Roadrunner Records (известный «металлический» лейбл – прим. ред.)
Фильмы каких режиссеров тебе нравятся больше других?
Я смотрю разное кино, но не очень люблю заумную муть. Мне больше нравятся жанровые фильмы. Один из любимых режиссеров – Сем Рэйми, который снял в 20 лет фильм «Зловещие мертвецы». У него нестандартный подход к визуальной части фильма, очень понравилась работа с камерой, неожиданные углы съемки, плюс отлично переданная атмосфера паранойи и безысходности, меня это «цепануло». Рэйми снял много хороших фильмов: два продолжения «Зловещих мертвецов», «Человек тьмы», «Дар», «Затащи меня в ад». Из более популярных режиссеров: люблю ранние фильмы Спилберга, Джэймс Кэмерон – до «Титаника», после он ушел в «мэйнстрим» и стало не так интересно его смотреть. Нравится Дэвид Финчер – «Семь» и «Бойцовский клуб» считаю великими фильмами. Нравится Фрэнсис Форд Коппола, Микеланджело Антониони, Стэнли Кубрик, Джон Карпентер, Пол Верховен , Дон Коскарелли, Сэм Пекинпа и многие другие.
Как ты относишься к современному клиповому буму в ВК? Что можешь сказать по качеству, по содержанию?
Я считаю, что это здорово, потому что многие люди получили возможность себя реализовать. Это хороший шанс для тех, у кого есть задатки. Чем больше людей вовлечено – тем лучше, потому что появится больше проектов! Это такая площадка, на которой каждый может высказаться, а соответственно – мы услышим больше интересных мнений. Раньше, когда клипы снимали на пленку, это стоило безумных денег. Сейчас любой может снять что-то на мобильный телефон. Если бы мне в руки в мои лет 14 попался телефон, который может снимать фото и видео, и у меня был бы компьютер, где можно было бы все это монтировать – неизвестно, где бы я сейчас оказался. На последней Оскаровской церемонии награду (Оскар!) в номинации «Лучший документальный фильм» получил фильм «В поисках Сахарного человека», наполовину снятый на IPhone. Главное, на мой взгляд, чтобы не было диссонанса между съемкой на камеру и на мобильный телефон. Фрэнсис Форд Коппола сказал однажды: «Бытовые видео-камеры меняют наше восприятие кинематографа, завтра 12-ти летняя девочка возьмет папин handycam и снимет лучший фильм в мире».
Есть ли клипы среди российских молодых групп (может быть даже рязанских), которые тебя очень впечатлили?
С ходу могу назвать один: группа Autoscan – песня «История падения». Клип снял Денис Хромых, на тот момент гитарист группы Traktor Bowling. Потом он играл в «Тараканах!», сейчас играет в группе «План Ломоносова». Динамичный, бодрый, классный видеоклип! Кстати с Денисом мы вместе снимались в фильме «Грим» в 2009 году, правда, я тогда не знал о его режиссерских экспериментах.
Как ты относишься к клипам, которые показывают по популярным музыкальным каналам – МTV, МУЗтв?
Мне кажется, там нет личной составляющей творцов. Все поставлено на поток. Работу делают хорошо, но без души, как на конвейере.
Можешь ли ты дать совет тем музыкантам, которые самостоятельно хотят снять видеоклип или записать на видео свой концерт?
Самый главный совет для всех, кто собирается что-то снимать: прочтите до конца инструкцию своей камеры. Без знания матчасти, где что включается и какой режим за что отвечает, все ваши душевные и творческие порывы будут обречены. Изучайте инструкцию, потом теорию – композицию кадра, смотрите работы хороших художников, фотографов, операторов, клипмейкеров. Для меня идеал – Антон Корбайн, голландский фотограф и клипмейкер, который снимал клипы для таких великих групп как Nirvana, Henry Rollins, Depeche Mode, Metallica, U2. Он гениален!
Как относишься к клипам певицы Дарьи Сускиной, группы «Ансамбль Христа Спасителя и мать сыра земля»?
Что касается «Ансамбля Христа Спасителя» – да, доставляют. Хотя их клипы – просто иллюстрация, а вся основная нагрузка на музыке, видеоряд – больше для того, чтобы можно было назвать продукт видео. Все потому, что лучшее восприятие информации – визуальное. Соответственно, для музыки нужна картинка. А так у них «неформат», и видео такое же, из обрезков. Клипы Сускиной не видел. Я считаю, что не обязательно всем гнаться за красивой картинкой, нужно просто снимать.
Как ты относишься к волне подкастов, таких как 1/8, «Формула хип-хопа» и т.д.?
Отлично! Люди занимаются делом, которое им нравится, осваивают технику, рассказывают интересные вещи, о которых без их помощи мы наверное бы не узнали. У всех появилась возможность снимать видео, выкладывать его и рассказывать всем о том, что близко и интересно. Раньше были аудио-подкасты, которые люди ленились слушать, потому что не было картинки. Этот же продукт лучше для восприятия.
А сам ты любишь сниматься?
Люблю, когда меня фотографируют, но не люблю позировать. Когда кто-то ненавязчиво меня снимает – я вообще не парюсь на этот счет. Мне потом интересно посмотреть на себя со стороны. Наоборот, я приглашаю на съемки людей, чтобы они фотографировали процесс. Мы снимали мистический фильм «Собиратель душ» в августе 2012 года, я специально для этого приглашал профессионального фотографа, Александра Королева. Я сам часто выступаю в роли «фотографа на площадке» у своих коллег. У меня есть знакомый, Алексей Пантелеев, который сейчас заканчивает свой третий полнометражный фильм «Территория Джа», я ему часто помогал как фотограф. В его предыдущем фильме «Грим» я сыграл небольшую роль, хотя сам в кино сниматься не очень люблю. Был небольшой эпизод, где я снимался с Александром Лаэртским и вокалистом группы «Тараканы!» Дмитрием Спириным, и по сюжету Дмитрий застрелил меня из пистолета, причем пистолет был боевой, правда, с холостыми патронами. Под майкой у меня находилась капсула с краской, все было по-взрослому. На съемки был приглашен специалист, который делал спецэффекты для фильма «Обитаемый остров» Бондарчука. И непосредственно перед тем дублем, когда Дима должен был выстрелить в меня из пистолета, кто-то пошутил, что примерно также на съемках фильма «Ворон» погиб Брэндон Ли. Я сказал: «Спасибо, ребята»! Хлопушка, и в меня стреляют.
Один из проектов в рамках твоей студии – сериал. Насколько тебе это близко и как ты оцениваешь процесс?
Раньше я никогда не участвовал в создании сериалов, и это для меня интересно! Захотелось попробовать, что это такое. Причем, я принимаю участие не только в съемках сериала и создании картинки на экране, но и в создании образов героев, создании общей сюжетной линии. В сериале существуют свои законы времени, история, поделенная на короткие промежутки. Это не полнометражный фильм, где можно все растянуть. Время движется по–другому. Это очень интересно и полезно. Более того, наш сериал получается с музыкальным уклоном. Есть много вставок – музыкальных номеров, которые я оформляю в виде небольшого клипа, придумываю свою визуальную составляющую номера. В результате, за время съемки одной серии мы еще и три клипа успели снять: это опыт клипмэйкерства, опыт съемок сериалов, опыт работы с актерами.
Если не секрет, о чем и о ком сериал?
Рабочее название: Natali Bluetooth Family. Сериал снимается совместно со «Студией звука 2007». Это история о четырех молодых людях, которые создают свою музыкальную группу. Они, в силу своей молодости, немного наивны по жизни, но при этом стараются быть позитивными и благодаря этому не замечают негативных вещей вокруг них. От этого их жизнь становится немного легче и чище! В этом есть смысл – что посеешь, то и пожнешь.
Твои пожелания читателям «Светит месяц».
Не нужно зацикливаться на одних вещах, надо расширять свой кругозор, пробовать что-то новое, не надо ждать, когда оно случится, надо брать и делать, заниматься тем, что нравится, пробовать то, что раньше никогда не пробовал, и развиваться в том направлении, в котором сам хочешь. Смотреть на мир шире, слушать разнообразную музыку, смотреть разнообразные фильмы, путешествовать, изучать различные технологии и не стесняться выражать себя.